Дилетант – это прекрасно! До тех пор, пока речь идет о хобби, которым человек занимается в свое удовольствие. Но не когда речь идет про работу. Ведь дилетанты на работе разрушают организацию изнутри, создавая либо дополнительную работу, либо и вовсе катастрофы.
Решил поделиться наблюдением, которое в 90% случаев позволяет вам отсеять дилетантов от профессионалов, буквально за 10 минут разговора. Да, есть пара нюансов, но в целом схема рабочая.
Вообще я против "волшебных фраз" и "магических вопросов", но на этот раз все действительно просто. Все что вам нужно сделать, это поинтересоваться продуктом человека. Далее вы увидите один из трех вариантов реакции:
1. (ПРОФИ) Человек начнет рассказывать о продукте, делать это с удовольствием и гордостью! При этом не будет глупых не состыковок и бегающих глаз. С ним все в порядке – такой человек производит продукт в достаточном объеме и хорошего качества!
Очень просто с продавцами. Они будут говорить про множество довольных клиентов, про дружбу с ними и про большой доход. И у него будет большой доход, довольные клиенты и много денег.
Чуть сложнее с людьми искусства, потому что "я выступил там-то", это действие, а не продукт. Вот "Я выступил в Ласкала и зал аплодировал стоя" – это продукт. "Мы провели спектакль и получили лестный отзыв от известного режиссера" – это продукт. Или "Я выиграл международный конкурс" – тоже продукт.
С этими людьми вы не будете чувствовать себя глупым или малообразованным, из-за обилия странных терминов, и в любой момент сможете получить уточнение простыми словами. Ведь если есть результат работы – он очевиден. Как и в случае, когда его нет.
2. (СОМНИТЕЛЬНЫЙ) Человек начинает рассказывать про то, что он ДЕЛАЕТ. Тут может быть два варианта: либо собеседник просто не понял вопрос, либо в силу каких-то причин зафиксирован на процессе, а не на результате. Это может быть потому, что он дилетант и ничего не производит, а может быть потому, что его босс 10 лет требует с него не результат, а присутствия в офисе с 9 до 18.
Чтобы понять, кто перед вами, уточните, а что получилось в результате всех этих действий? Как и в примере выше, то, что человек "Прочитал 100 семинаров" говорит лишь о его любви к работе и большой занятости. Но есть ли с этого продукт?
Порой вы увидите, как лицо человека озарит светом, и он осознает, что все это время от его действий был результат! Люди-то писали, что после семинаров у них улучшился бизнес, отношения в семье или что-то еще. Дизайнер, который думал, что просто борется с клиентом, чтобы реклама была не слишком убогой, может обнаружить, что благодаря его рекламе повысились продажи.
В итоге вы сильно измените жизнь такого человека в лучшую сторону!
Но может быть и третий вариант, когда вы переспросили про продукт.
3. (ДИЛЕТАНТ) Этот человек, как и во втором случае, начнет рассказывать "КАК МНОГО Я ДЕЛАЮ!", возможно, добавляя что-то типа "Посмотрел бы, как у тебя получится" или "Как мало меня ценят".
Тут уже можно насторожиться, но все-таки повторить вопрос: "А каков результат этих действий?" Дилетанты начнут рассказывать, как положительно влияет на общественное сознание, гороскоп, экологию и Бог знает что еще, их работа, так и не назвав ни одного ПРОДУКТА. Возможно под соусом "Ну тут чисто техническая область, трудно так сразу объяснить", либо будут притягивать какие-то незначительные достижения, которые не сопоставимы с реальными затратами на их «работу».
И если вы будете настаивать, то в итоге вы увидите ВЗРЫВ. «Да как ты смеешь сомневаться?!» «А чего ты сам достиг?» и даже «За что ты меня ненавидишь?!»
Тут можно просто пожелать хорошего дня, развернуться и уйти. Пометив, что этот человек НИКОГДА не должен приближаться к вашей работе, ни с какой стороны. Не только как сотрудник, но и как клиент или партнер. Просто никогда.
ВАЖНО! Люди разные, и реакции могут тоже быть разными: кто-то веселый и юморной, а кого-то гнобили всю жизнь и говорили, что он ничтожество. Поэтому первая реакция на вопрос о продукте может быть вызвана тем, что вы задели какие-то нежные струны души. Но вам надо просто повторить вопрос – без нападок и спокойно.
В итоге, если человек понял вопрос и он профессионал – он расскажет о своем продукте и сделает это с ГОРДОСТЬЮ. Если же он дилетант, то в лучшем случае он будет пытаться притянуть "за уши" все что плохо лежит, чтобы представить это как свои достижения, а в худшем будет обвинять вас во всех смертных грехах.
Очень тонко подметил образ мысли профессионала философ Л. Рон Хаббард: «Во всех своих суждениях профессионал исходит из того, что ему нужно получить продукт. Ему и в голову не приходит, что он занимается этим ради собственного удовольствия или "за компанию" или что ему достаточно быть просто "экспертом"».
Фразы типа "наша работа улучшила общее отношение к компании", "охват наших объявлений исчисляется миллионами просмотров" – это лишь красивые рекламные слоганы, и если за этим нет продукта, который может увидеть, потрогать и понять 5-ти летний ребенок, значит вам просто пудрят мозги.
Не стоит на это "вестись". И не стоит связываться с такими "специалистами", как бы красиво они не рассказывали о себе и какие бы масштабные цифры от процесса своей работы они ни приводили.
Одно это правило может сильно сократить вашу головную боль, напряжение и чувство безнадежности, которое активно производят дилетанты. Не принимайте таких людей на работу, убирайте из рабочего окружения всех, кто не производит продукт, который вы можете понять и проверить, и ваша жизнь станет не только значительно проще, но и счастливее.
Да, дилетанты будут называть вас тираном и даже негодяем. Но стоит ли их одобрение краха вашего дела? Надеюсь, что нет.
Артем Кузнецов
Общественная редакция в Омске
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.